ОАО РЖД снова корректирует правила его вывоза.
Угольщики Кузбасса добились внесения корректировок во временный порядок перевозок на Восточном полигоне, который был изменен в марте в пользу более маржинальных грузов. Квоты на вывоз угля из Кузбасса, Хакасии, Бурятии и Тувы вновь вступят в силу с 1 июля, как и методика Минэнерго по распределению кузбасской квоты между компаниями. Это ухудшит ситуацию для угольного экспорта из Якутии, для которого на БАМе теперь останется меньше провозных мощностей.
ОАО РЖД с 1 июля вносит правки во временный порядок перевозок грузов по Восточному полигону, которые возвращают правила вывоза угля из Кузбасса, Хакасии, Бурятии и Тувы к редакции 2021 года и дают этим поставкам приоритет относительно угля из других регионов.
Кроме того, восстанавливается действие методики Минэнерго по вывозу угля из Кузбасса в восточном направлении, согласно которой право вывезти свой уголь в рамках квоты получают компании, которые направили не меньший объем в западном направлении.
В этой конфигурации под ударом находятся позиции крупных якутских угольных компаний, которые активно расширяют добычу и претендуют на провозные мощности в восточной части БАМа. В регионе работают, в частности, «Эльгауголь» и «Колмар».
«В результате обсуждений на уровне правительства ОАО РЖД скорректировало правила, дополнив их методикой, которая позволит более прозрачно распределять объемы согласованных заявок на перевозки угля в восточном направлении между грузоотправителями Кузбасса»,— сообщили в монополии, добавив, что «объемы принятого к перевозке угля в восточном направлении будут увязаны с перевозками в западном направлении».
Временный порядок перевозки грузов на Восточном полигоне начал действовать после того, как в марте правительство приостановило действие правил недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре, определяющих порядок проезда по БАМу и Транссибу. После начала боевых действий на Украине и последующих санкций в отношении РФ отмена ПНД обсуждалась как способ высвободить провозные способности Восточного полигона под грузы с более высокой добавленной стоимостью, чем уголь.
Для угольных компаний это привело к проблемам. «Приостановление правил привело к неразберихе, появлению непрозрачности отправки грузов на экспорт. С учетом того что макроэкономическая ситуация восстанавливается, планируемое изменение грузопотоков уже произошло, прошу поддержать позицию угольной промышленности и не продлевать с 1 июля приостановку действий ПНД»,— говорил 20 июня замгубернатора Кузбасса по промышленности, транспорту и экологии Андрей Панов на совещании по развитию инфраструктуры Восточного полигона.
Угольщики долго боролись за возврат к прежним правилам перевозки, так как произошло сокращение вывоза угля на восток не только по сравнению с квотами, но и по сравнению с предыдущим годом, говорит гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, сейчас цены на уголь на мировом рынке рекордно высокие, а экспортные возможности для российского угля на рынке Европы сжимаются, поэтому экспорт на восток является безальтернативным. Эксперт также считает, что угольщики могут отправлять партии в Азию и из портов европейской части РФ, несмотря на более высокие затраты: «При текущих ценах экспортировать можно любым способом, вопрос ставок на вагоны и фрахт не является ключевым в текущих условиях. Другой вопрос, что не все судовладельцы сейчас готовы работать с российским сырьем».