С начала года железнодорожный экспорт угля на восток снизился из всех основных добывающих регионов. При этом общий показатель перевозки вырос на 1,3%: недопоставленные объемы РЖД перераспределяют на другие направления.
Экспорт угля на восток по железной дороге вырос в январе—феврале на 1,3% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, до 18,6 млн т, следует из данных РЖД. При этом отгрузка твердого топлива на экспорт в восточном направлении сократилась из большинства угледобывающих регионов, но увеличилась в западном, пояснили в пресс-службе холдинга. Частично выпавшие объемы были компенсированы поставками на внутренний рынок и перераспределением на другие направления.
Перевозки из Хакасии в восточном направлении упали на 0,4 млн т, но на 28,1% (до 1,4 млн т) выросли в западном, в семь раз (до 0,5 млн т) — в южном. Поставки иркутского угля на экспорт уменьшились на 0,2 млн т (до 0,3 млн т), при этом на 0,1 млн т (до 2,32 млн т) увеличились во внутреннем сообщении. Погрузка из Тувы снизилась на 31,7% (до 36 тыс. т) вследствие непредъявления груза. Снижение отправок твердого топлива из Бурятии на 0,6 млн т (до 0,8 млн т) частично компенсировано ростом отгрузки на внутренний рынок на 6% (до 0,93 млн т). Аналогично у Якутии — экспортные перевозки уменьшились на 0,1 млн т (до 4,24 млн т) и были компенсированы увеличением отправок внутри страны на 6,7% (до 0,2 млн т).
Отправки на восток увеличили Забайкальский край — на 15,2% (до 0,9 млн т), Хабаровский край — на 70% (до 1,1 млн т), начала отправки Новосибирская область в объеме 1,43 млн т.
С 1 января уголь транспортируется согласно правилам недискриминационного доступа, в которых он находится в 11-й очереди. Такой порядок, по мнению РЖД, обеспечивает равномерное распределение пропускных способностей между грузоотправителями с учетом государственных интересов и вклада перевозимых грузов в экономику. До этого года действовала другая схема: экспортное твердое топливо из Хакасии, Бурятии, Якутии, Тувы и Иркутской области вывозилось на восток по квотам, что позволяло иметь ему более высокий приоритет в перевозках (он был в третьей очереди). По словам источника, близкого к РЖД, рост экспорта на Восточном полигоне после отказа от этих преференций обусловлен доступом к инфраструктуре регионов, у которых их не было (Забайкальский и Хабаровский края, Новосибирская область). «Поехали регионы, которые не имели соглашений, поэтому не имели доступа на восток», — сказал он.
Сейчас квота есть только у Кузбасса, правительство региона и РЖД договорились о гарантированной доставке 54,1 млн т в 2025 году. Однако отгрузки на восток оттуда тоже снизились — на 0,17 млн т (до 9,34 млн т) в январе—феврале в годовом выражении. Это «ставит под угрозу» исполнение соглашения между Кемеровской областью и РЖД на 2025 год, заявили РБК в пресс-службе регионального правительства. В первом квартале объем перевозок предполагается на уровне 14,8 млн т, но уже сейчас заметно снижение среднесуточного вывоза на 3,7%.
«При этом компании угольной отрасли Кузбасса уже многие годы готовы кратно нарастить отгрузку экспортной продукции в порты и погранпереходы Дальнего Востока при наличии пропускной способности сети РЖД», — подчеркивают в региональном правительстве. Кемеровская область совместно с компаниями отрасли выработала и направила в федеральные органы власти предложения по восстановлению уровня вывоза угля в адрес портов Юга и Северо-Запада. Среди них — возврат понижающих коэффициентов (были временно приостановлены в 2022 году, с этого года полностью отменены. — РБК), предоставление скидок на поставки по этим направлениям в размере 12,8%.
По оценке Игоря Смирнова, директора по грузовому транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры, отклонение по вывозу из Кузбасса от показателей прошлого года «совсем незначительное». Кроме того, указывает он, 2024 год был високосным, что влияет на сопоставление периодов первых двух месяцев. В целом при снижении экспорта на восток был зафиксирован рост на других направлениях, в первую очередь на южном, это особенно заметно с учетом низкой базы прошлого года, когда на фоне конфликта угольщиков и терминала ОТЭКО в Тамани из-за высоких ставок на перевалку (тогда, по данным источников РБК, они были на уровне $38 за тонну, сейчас базовая цена — $15,30. — РБК) некоторые грузоотправители прекратили отгрузку в адрес порта.
Пока экспорт твердого топлива сохраняется на уровне 2024 года, в январе—феврале в общей сложности он составил около 29 млн т. Основными импортерами остаются Китай, Индия и Турция за счет того, что на них приходится «огромная доля» от потребления твердого топлива в мире благодаря наращиванию угольной генерации. С учетом мирового тренда на сокращение потребления угля и, соответственно, отсутствия дополнительных поставок его из-за рубежа даже при отмене санкций в будущем «вряд ли стоит ожидать» значительного роста поставок на рынок ЕС, полагает Смирнов.
Материал: РБК