Глава Минэкономразвития М. Решетников указал на значительные конкурентные преимущества Якутии в угольной отрасли.
Проект строительства частной железнодорожной линии от Эльгинского месторождения угля к Охотскому морю увеличит вывоз угля на 30 млн т к концу 2025 г. Об этом 25 ноября сообщил глава Минэкономразвития России М. Решетников в ходе встречи с главой Республики Саха А. Николаевым.
26 октября 2022 г. стало известно, что угледобывающий холдинг А. Авдоляна и его партнеров — группа Элси — просит на ближайшие 2 года предоставить дополнительные мощности по вывозу 1,1 млн т/месяц угля, обещая реинвестировать прибыль в ускоренное строительство собственной ж/д ветки от Эльгинского месторождения.
Элси готова ввести 1ю очередь проекта по строительству ж/д ветки от Эльги и порта на побережье Охотского моря уже в ноябре 2024 г.
В сентябре А-Проперти А. Авдоляна, Газпромбанк и Хабаровский край договорились о строительстве Тихоокеанской железной дороги протяженностью около 500 км для вывоза угля с Эльгинского месторождения и порта Эльга мощностью 30 млн т на берегу Охотского моря (в районе пос. Чумикан, Хабаровский край).
Предполагается, что в проект будет инвестировано 146,6 млрд руб. На 1м этапе банк предоставит бридж-кредит на 40 млрд руб. Эльгинское угольное месторождение — крупнейшее в России и одно из крупнейших в мире месторождений коксующегося угля. Расположено в юго-восточной части Якутии, в 415 км к востоку от г. Нерюнгри и в 300 км от Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Его запасы составляют около 2,2 млрд т по стандартам JORC. На месторождении добывается коксующийся уголь марок «Ж», «ГЖ», «ГЖО», которые крайне востребованы в странах Азии. По итогам 2021 г. погрузка угля с Эльги достигла 14,6 млн т. Планы развития местного угольного комплекса предусматривают дальнейшее увеличение объема добычи. Так, погрузка с Эльгинского месторождения в Якутии составила 14,4 млн т за январь-октябрь 2022 г., рост составил 21,6% YoY.