spot_img

Экспорт угля через морские порты снизился за полгода на 17%

Поделиться

 

Экспорт угля из России через морские порты за шесть месяцев 2024 г. составил 79,1 млн т. К тому же периоду прошлого года отгрузки просели почти на 17%.

При этом негативный тренд ослабевает. За четыре месяца снижение морского угольного экспорта составляло 20% год к году (см. публикацию от 31 мая). В январе – апреле из РФ через морские порты, по данным Kpler, на экспорт было отгружено 50,5 млн т угля.

В июне отгрузки из российских портов составили 13,9 млн т, что на 14% меньше аналогичного периода прошлого года.

Поставки угля через порты Северо-Запада, в том числе через крупнейший на Балтике порт Усть-Луга, в 2023 г. росли из-за перенаправления объемов с юга страны. Но с начала этого года экспорт снижается практически по всем направлениям. Из пятерки крупнейших российских портов по объемам перевалки угля (на них приходится около 70%) наибольшее сокращение пришлось на порт Тамани: отгрузки за полгода упали в 4 раза до 2,8 млн т, свидетельствуют данные Kpler. На 31% снизилась угольная перевалка в дальневосточном порту Ванино и составила в январе – июне 10,5 млн т. Экспорт через Усть-Лугу и Находку уменьшился на 3,5% до 17,9 млн т и на 6% до 6,9 млн т соответственно. Исключение составил порт Восточный, где отгрузки выросли в первом полугодии на 4% до 16,7 млн т.

Резкое снижение объемов экспорта в Тамани с начала года, как писали в июне «Ведомости», произошло из-за разногласий по цене перевалки между владельцами терминала ОТЭКО и угольщиками. С последними ОТЭКО удалось договориться лишь в мае, запланировав до конца года перевалку на уровне 3 млн т в месяц.

Данные аналитической компании учитывают отгрузку энергетического и металлургического (коксующегося) угля, но только морской экспорт – без прямых поставок за рубеж по железной дороге (осуществляются в Китай, Белоруссию, Казахстан). При этом на отгрузки морем приходится около 90% поставок угля за рубеж.

По данным РЖД, по итогам шести месяцев погрузка каменного угля на сети компании составила 169,2 млн т (-5,5% к аналогичному периоду прошлого года). Представитель монополии сказал, что основное снижение приходится на экспорт прежде всего из-за уменьшения спроса на перевозки в направлении портов Азово-Черноморского бассейна. За пять месяцев (последние доступные данные), по его словам, отправлено на экспорт 75,6 млн т, что на 10,9% меньше, чем за тот же период прошлого года. Погрузка угля на внутренний рынок, по данным РЖД, выросла в январе – мае на 1,8% до 67,5 млн т. При этом за полугодие компания перевезла весь запланированный объем угольных грузов на экспорт в восточном направлении из Кузбасса, Тувы, Бурятии и Якутии в рамках соглашений с этими регионами – всего было отправлено 45,5 млн т, следует из сообщения компании. План по вывозу угля из Хакасии, где было погружено 3,34 млн т за полгода, РЖД пообещала нагнать в III квартале.

Экспорт из России энергетического угля в этом году падает из-за низкой, а по отдельным направлениям отрицательной доходности на фоне снижения цен на экспортных рынках и высокой стоимости внутренней логистики. По данным директора Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Евгения Грачева, в июне экспортные цены на российский энергоуголь калорийностью 6000 ккал/кг составляли $96 за 1 т на базисе FOB (с погрузкой на судно) Дальний Восток, $73 за 1 т на FOB Тамань и $65 за 1 т на FOB Балтика. Цены на энергоуголь на Дальнем Востоке с начала 2024 г. снизились на 5% и в июне находились на уровне июня 2023 г., когда было достигнуто «локальное ценовое дно», констатирует Грачев.

Коксующийся уголь марки ГЖ на FOB Дальний Восток стоит, по его словам, $140 за 1 т. Максимальные текущие предложения продавцов составляют $160–165 за 1 т на базисе CFR (стоимость и фрахт) Китай, добавляет он.

Грачев оценивает долю затрат на перевозку угля по железной дороге в экспортной цене угля на базисе FOB Дальний Восток в 52% с учетом текущего курса рубля. При этом в мае гендиректор «Русского угля» Владимир Коротин жаловался «Ведомостям», что доля расходов на логистику в цене угля доходит до 70%. В Минэнерго ранее оценивали долю логистических затрат угольщиков в 50–85% (см. публикацию от 1 июля).

По данным руководителя управления аналитики по рынкам ценных бумаг Альфа-банка Бориса Красноженова, перевозка угля из Кузбасса через южные порты стоит сейчас около $55 за 1 т, через порты Дальнего Востока – $70 за 1 т.

В крупных угольных компаниях на запросы «Ведомостей» не ответили. Источник в одной из них подчеркивает, что маржинальность поставок энергетического угля на западном направлении «либо околонулевая, либо отрицательная». Без изменения стоимости логистики (а именно ставок аренды полувагонов) ситуацию с экспортом не улучшить, говорит он. «Ведомости» направили запрос об актуальных ставках в Информационный центр операторов.

Свою роль в сокращении экспорта угля из России сыграло введение пошлин на импорт угля в Китай: 6% для энергетического и 3% для коксующегося, отмечает эксперт по энергетике Кирилл Родионов. По данным Kpler, поставки угля в Китай за шесть месяцев снизились на 26% до 30,8 млн т. Также ухудшились настроения покупателей в отношении российского угля: они ищут другие источники стабильных поставок топлива, чтобы не попасть под вторичные санкции, добавляет руководитель направления консалтинга Neft Research Александр Котов. В таких условиях российские компании вынуждены «быть более гибкими» в отношении скидок, а с учетом текущей ситуации дисконт на энергетический уголь из России будет сохраняться, считает он.

Аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко считает, что совокупный объем экспорта в текущем году может оказаться ниже 190 млн т. По данным Минэнерго, по итогам прошлого года Россия поставила за рубеж 212,5 млн т, что на 4% ниже уровня 2022 г. Из общего объема экспорта 83%, или 175 млн т, российские угольщики отправили в страны АТР. Добыча угля в РФ в прошлом году снизилась на 1,1% до 438,7 млн т.

Читайте также

Новое на сайте

Как масштабировать миграцию на отечественные ERP-системы 1С в химической отрасли?

  На отраслевой сессии «1С в химии. Обмен опытом и лучшими практиками», организованной К2Тех, 1С и одним из крупнейших предприятий химической отрасли «КуйбышевАзот», эксперты...

В Беларуси предлагают лицензировать импорт глины, мела и известняка

  На общественное обсуждение вынесен проект постановления правительства «О лицензировании импорта отдельных видов товаров из минерального сырья». Об этом сообщает Национальный правовой портал. Таким образом...

На ММК состоялось награждение участников конкурса «Лучший поставщик-2023»

  В ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» состоялось награждение участников конкурса «Лучший поставщик-2023». Компания сотрудничает более чем с двумя тысячами поставщиков. Шестнадцать из них получили...

В Зимбабве запускается новый литиевый проект

  Государственная зимбабвийская компания Kuvimba Mining House заключила соглашение с группой неназванных китайских и британских инвесторов, которые предоставят $310 млн. на строительство обогатительной фабрики...